|
Дуб Максима Железняка | |
Многовековой дуб единственный в Украине к концу второго тысячелетия, совсем было погибал, засыхая на корню. Но его спасли. Просверлили вокруг несколько скважин глубиной семьдесят метров (ведь корни дуба, как говорят, как бы зеркально отражают само дерево), закачали туда подсказанные учеными спецудобрения, а сверху под корень закопали и несколько падших коров. Словом, «принесли жертву», как это делали древние люди по повелению волхвов. И он ожил, вновь зазеленел. Правда, внизу, метров на двадцать, он совершенно голый.
Трудно себе представить, что эта могучая деревина двенадцати метров в обхвате стоит на этой земле второе тысячелетие. Значит, росточек его выткнулся из почвы еще тогда, когда, согласно украинской хронологии, только образовывалась Киевская Русь, а первый упомянутый в летописях князь Аскольд еще и не родился. Жившие в этих местах храбрые, мужественные и свободолюбивые поляне-русичи, как пишет в своей истории Украины М.Грушевский, поклонялись видимому им богу-солнцу, от которого, по их наблюдением, пробуждалось все живое, обожествляли огонь, воду, землю, деревья, зверей и птиц. По словам византийца Прокопия Кесарийского, эти обычаи делали их приветливыми и гостеприимными к иностранцам, приходящим с миром, а музыка, песни, танцы, подогретые медовыми напитками, отличали их от других племен. Из многочисленных растений- тотемов (святых символов) особо почитался дуб как дерево бога грозы Перуна. Ему-то и приносили в жертву наиболее щедрые дары - быков. В соответствии с учением древних философов-волхвов, души умерших мужественных и сильных воинов и ратаев возрождались именно в дубах. Поэтому дома рекомендовалось строить из них. В таких жилищах, по их мнению, должны и рождаться хорошие воины и работящие пахари земли. Был и обычай садить у нового двора молодоженов дубы - символ крепости семьи, сохранившийся в некоторых регионах Украины и поныне.
"Ой, чого ти, дубе, на яр похилився?"
Дошли до наших дней и десятки песен о дубах, а та, что начинается словами "Ой, чого ти, дубе, на яр похилився?" жители упомянутого хутора Буда и других окрестных сел считают своей, посвященной именно этому дубу, стоящему как раз на склоне громадного оврага.
Трудно себе даже представить, свидетелем каких событий был зализняковский лесной ветеран. Он уже был столетним, когда, быть может, возле него встретил вещий Олег волхва и просил его, как говорится в известной балладе Пушкина, предсказать свою судьбу. Под ним, может быть, спал на привале, подложив под голову седло, воинственный Святослав, идя в очередной военный поход. Здесь, в Холодном Яру, спасались волхвы от гонений князя Владимира, крестившего Русь. Проходящий рядом «Черный шлях» свидетельствует о том, что здесь проходили татаро-монгольские полчища, после которых на земле не оставалось ни одной травинки. Через Холодный Яр мимо этого дуба шли в Суботов и в Чигирин к Богдану Хмельницкому, под его булаву все, кто услышал его клич идти против Речи Посполитой за освобождение Украины от польского гнета, а сам Богдан якобы под дубом иногда проводил свои рады со старшинами во время освободительной войны.
...Стоит в центре Украины вот такое чудо природы. Ветрами веков овеянное, жарким солнцем обласканное, грозами и злыми непогодами сеченное, оно стоит зеленое, могучее, несокрушимое.
Еще про дуб Максима Железняка |